ИСТОЧНИКИ ТОКА. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ

 

 

Цель урока: - выяснить из каких частей состоит электрическая цепь;

                     - объяснить учащимся назначение каждой части электрической    цепи;

                     - выяснить роль источника тока в электрической цепи;

                     - развивать абстрактное мышление учащихся при вычерчивании схем электрических цепей и конструкторские способности при сборке электрических цепей;

                     - расширить кругозор учащихся;

                     - воспитывать бережное отношение к школьному физическому оборудованию, уважительное отношение друг к другу.

 

Тип урока: комбинированный урок.

 

Демонстрации: 1. Магнитное действие тока.

                          2. Источники тока: фотоэлемент, термопара, генератор, гальванические элементы, аккумуляторы.

                          3. Таблица устройства гальванического элемента.

                          4. Сборка простейших электрических цепей.

                          5. Условные обозначения составляющих электрических цепей.

                          6. Видеофрагмент «Направление электрического тока»

 

Ход урока

 

1.     Повторение. Проверка домашнего задания.

 

        - Что такое электрический ток?

- Какие условия необходимы для существования тока?

- Какие частицы являются носителями тока в металлах? Электролитах?

- Какие действия может оказывать электрический ток?

- Показать магнитное действие электрического тока. (Выполняется учащимся).

Демонстрация 1.

На железный гвоздь наматывается изолированный медный провод, концы провода соединяются с источником тока.

Гвоздь становится магнитом и притягивает к себе небольшие железные предметы: скрепки и кнопки. С исчезновением тока в обмотке гвоздь размагничивается.

 

2.     Изучение нового материала.

 

        Электрическое поле в проводниках создаётся и может поддерживаться источниками электрического тока.

 

- Сообщения учащихся об истории создания первых источников тока:

 

а) Луиджи Гальвани;

б) Алессандро Вольта;

в) Василий Владимирович Петров.

 

Источники тока бывают разные, но во всех из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц.  Разделённые частицы накапливаются на полюсах. У любого источника два полюса – положительный (+) и отрицательный (-).

В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-либо другой энергии в электрическую.

 

Демонстрация 2: Демонстрация работы генератора (механическая энергия переходит в электрическую).

 

Демонстрация 3: Демонстрация работы термопары (внутренняя энергия переходит в электрическую).

 

Демонстрация 4: Демонстрация работы фотоэлемента (энергия света переходит в электрическую).

 

Демонстрация 5: К клеммам гальванометра присоединим медные провода. К концу оного из них присоединим железный гвоздь.  Воткнём медный провод и гвоздь в яблоко – стрелка гальванометра отклонится (химическая энергия переходит в электрическую)

 

Именно благодаря химическим реакциям, внутренняя энергия выделяющаяся при этих реакциях, превращается в электрическую.

Из источников тока, используемых энергию химических реакций, наиболее распространены гальванический элемент и аккумуляторы.

 

Демонстрация 6: коллекция гальванических элементов и аккумуляторов (обращается внимание учащихся, что аккумуляторы можно неоднократно подзаряжать).

Демонстрация 7: По плакату устройство и принцип работы гальванического элемента.

 

Во время демонстраций составляется схема превращений различных видов энергии в электрическую:

 

Соединенные друг с другом источник тока, провода и потребители энергии образуют электрическую цепь.

 

Демонстрация 8: источник тока, лампа накаливания, ключ. (Данное оборудование имеется у каждого учащегося на столе). С помощью магнитных кубиков с вмонтированным в них перечисленным оборудованием и проводов на классной доске собирается электрическая цепь. При замыкании ключа, лампочка загорается.

 

 

Вывод: для того, чтобы в цепи мог идти постоянный ток, электрическая цепь должна быть замкнутой.

При замыкании цепи электрическое поле от источника распространяется вдоль проводников со скоростью 300 000 км/с.

 

Электрическую цепь можно изобразить в виде схемы (чертежа), пользуясь условными обозначениями.

Демонстрация 9: демонстрируются и крепятся на доску условные обозначения: ключ, источник тока, лампа накаливания.

 

Задание: начертить схему собранной электрической цепи, пользуясь предложенными условными обозначениями.

 

 Демонстрация 10: демонстрация видеофрагмента «Направление электрического тока» с использованием мультимедийных средств.

После просмотра видеофрагмента предлагается указать направление тока на ранее начерченной схеме.

 

Другие условные обозначения, используемые на практике, приведены на стр. 27 в таблице № 2 учебника. (Работа по таблице № 2).

 

Потребители  электроэнергии могут быть по-разному расположены в электрических цепях.

 

 Демонстрация 11: ранее заготовленные схемы последовательного и параллельного соединения проводников демонстрируются на доске.

 

Закрепление изученного материала.

 

1.     Каково назначение источника тока в электрической цепи?

2.     Какие источники электрического тока вам известны? Каково их назначение?

3.     Какую электрическую цепь называют замкнутой?

 

Выполнение № 25 и 27 в учебнике.

 

Домашнее задание: § 9 (таблицу № 2 перечертить в тетрадь и выучить условные обозначения); № 26, 28; по желанию: стр.29 экспериментальное задание.

 

Литература

 

1. Волков В.А. поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Пёрышкина. 9 класс. М.: «ВАКО», 2004, 336с.

2. Громов С.В. Физика: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.В. Громов, Н.А. Родина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 160 с.

3. Кирик Л.А. Физика-8. методические материалы. М.: Илекса, 2003.- 288с.

4. Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.- 336 с.

5. Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7, 8, 9 кл.: Кн. Для учителя / А. Е. Марон, Е. А. Марон.- М. : Просвещение, 2003.- 127 с.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Молисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

7. Физика [электронный ресурс]. Мультимедийное приложение к учебнику С.В Громова и Н.А. Родиной «Физика 9 класс» - М.: «Просвещение – МЕДИА», 2003.

 

Hosted by uCoz